Top.Mail.Ru
Статьи галереи современного искусства "Созерцай"

Гиперборея.

Созерцай Гиперборею! Выставка-мистификация артефактов в Брусницыне.

22 мая, в день Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников, на берегах Финского залива Северной Венеции, распахнула настежь двери Гиперборея.
22 июня, в день рождения Виталия Карпова, создателя галереи Созерцай, галерист Дария Кудряшова добралась до дивной страны Даарии.
Галерист Созерцай Дария Кудряшова у работы "Вещество Гипербореи", автор Дмитрий Каварга на выставке Гиперборея. Фото Елена Голоскокова.
Существует версия, что Санкт-Петербург — это своего рода "энергетический центр" или "кристалл" среди современных городов, сохранивший частички знаний и сил Атлантов. Его расположение, архитектура и даже географические особенности связаны с энергетическими линиями, линиями Линди и сетями древних цивилизаций.
Небольшая художественная гипотеза:
Гиперборея vs Атлантида.
Два государства, где бессмертные высшие существа, владеющие телекинезом и сверхтехнологиями, предвосхищают время на тысячи лет. Так считал отец истории Геродот.
Но есть нюанс.
Атлантида исчезла вследствие таинственного морского катаклизма. Гиперборею же, вероятно, застали античные учёные, исходя из их летописей.
Гиперборея с греческого — страна северного ветра, Ариана или Даария (Дар ариям) на языке русов, находится частично под водой океана на северном полюсе, частично покрыта льдом (Гренландия, Greenland -зелёная земля). Страна выше Борея, персонажа из мифологии, олицетворяющего северный ветер.
По греческим легендам, именно оттуда происходила мать бога солнца Аполлона, Феба. А сам бог, когда подрос, неоднократно навещал родину предков.
Бытует мнение о путешествии древнегреческого поэта и чудотворца Аристея из Проконнеса на наш Урал ориентировочно в VII в. до н. э. и открывшего дивную страну между северными горами и северным морем.
Позже Аристей сочинил поэму «Аримаспея», в которой расписал свой вояж: через Чёрное море пересечь Урал, где на берегу Крайнего моря странника встретит Гиперборея.
На дворе четвертинка 21го века н.э. и по сей день существуют размышляющие, что где-то на севере России хранит свои тайны древняя Гиперборея, прародина славян и всего человечества.
О ней и пойдёт речь.
Выставка-мистификация представляет экспозицию из артефактов Гипербореи на стыке искусства и технологий, где фантазии художников материализованы в физических и digital арт-объектах.

Всего на выставке представлены работы авторов: Дмитрий Каварга, Анна Мартыненко, Саша vix, Слава Saf, Серафима Сажина, Ксения Макаренко, Марина Абаджева и Дмитрий Запылихин.
Фото видео инсталляции «Жители Гипербореи», 2025, digital художница Саши VIX , выставка Гиперборея. | Фото Дария Кудряшова.
Для Дивной страны Саша VIX создала трёх цифровых персонажей — три состояния, три роли внутри мифологического пространства. Эти фигуры — не мифологические герои в классическом смысле, а носители функций: переход, удержание, восприятие, трансформация, уход.

1 Хранительница времени.
Удерживающая время вместо управления. Она фиксирует ритм пространства, в котором линейное время распадается.

2 Стоящий между.
Фигура, воплощающая идею порога – границы между внешним и внутренним, между известным и сакральным.

3 Извлекающая свет.
Архетип фигуры, работающей с внутренними источниками. Она находит и вытаскивает свет из закрытого, замороженного, подавленного.

Эти фигуры существуют в рамках образа Гипербореи, как символа утраченного идеального пространства, не столько географического, сколько психического и чувственного.
Каждый персонаж – визуализация внутреннего качества через тело, жест и среду. Вместо прямого нарратива и сюжета созерцающему открывается серия состояний, в которые можно войти через наблюдение и сонастройку.
Фото мультимедийной инсталляции «Surface of the Source», 2024 медиа-художник Слава SAF.
Погружение: между Персоной и Тенью.
В мультимедийной инсталляции «Surface of the Source» медиа-художник Слава SAF исследует тонкую границу между внутренним миром человека и внешней реальностью.
Это погружение — буквально: фигура человека уходит под воду, растворяясь на границе двух миров и становясь символом этого перехода. Словно пленка на воде, которая одновременно разделяет и соединяет эти два мира.
Согласно терминологии Юнга, в этот миг человек оказывается между Персоной и Тенью, иными словами между своим социальным образом и вытесненными, неосознанными импульсами. Это визуальное и звуковое переживание, которое вместо рассказов показывает трансцендентный переход из одного состояния в другое, из привычного — в неизведанное.

В работе SAF консолидированы генеративная графика, звук и цифровая философия. Художник исследует , как технологии, вслед за расширением возможностей восприятия, формируют новые идентичности и точки контакта с самим собой.
Герои других миров..., керамика. Автор Серафима Сажина. | Фото Дария Кудряшова.
Герои других миров Серафимы Сажиной.
Персонажи с собственными судьбами и законами мира.
Серафима работает с темой «темных подвалов» личности, куда не всегда хочется заглядывать. Её герои словно фантастические существа из параллельной реальности, в каждом из которых можно почувствовать что-то очень близкое и человеческое.
А керамика, дерево, текстиль, холст — живые материалы вечных носителей смысла.
Загляните в этот мир. Познакомьтесь с жителями Гипербореи. Возможно, один из них — о вас.
«В арт-практике я развиваю тему личной мифологии, работая с фантастическими сюжетами и символикой бессознательного. У каждого проекта есть главный персонаж, либо повествующий персональную историю, либо создающий вокруг себя вымышленный мир с другими существами со своими законами. Одновременно с этим, каждый проект – это попытка визуализации внутреннего мира героя, который даже при знакомстве с человеком остается загадкой» — междисциплинарная художница Серафима Сажина.
Скульптурная инсталляция "Вещество Гипербореи", автор Дмитрий Каварга, 2025. | Фото Дария Кудряшова.
Один из хэдлайнеров: работа «Вещество Гипербореи» Д.Каварги, созданная специально для выставки-мистификации «Гиперборея».

Работа входит в Цикл Дмитрия Каварги «Архивация постчеловеческого компоста» (Anthropocentrism, 2018) — это множество разноразмерных пробирок, с затвердевшим субстратом внутри. Экзистенциалы человеческого бытия, отпечатки социальных процессов, интеллектуальные понятия и личностные рефлексии, будь то «Эволюционное вещество» или «Женское», «Философское» или, уже не пробирочное, «Вещество Гипербореи» — легендарной искомой страны, ставшей культурно-историческим феноменом...
Все «собранные» и законсервированные вещества цикла отображают сформированную человеческую картину мира – слепок реальности, след истории, «археологический» артефакт... биоморфный, основанный на синтезе искусства и технологий.
  • Выставка-мистификация «Гиперборея».
  • 22 мая - 31 августа 2025 года.
  • Фиджитал-галерея ОХРА.
  • Геопозиция: КК Брусницын, Кожевенная линия, д.30, 3 этаж.
  • Вт-Вс 12.00-22.00
  • Понедельник выходной.
  • ТЕЛ. +7 (812) 507-66-53
  • По промокоду СОЗЕРЦАЙ скидка -10%.
Созерцай рекомендует. Афиша культурных событий.